Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иоанн скот эриугена

Энциклопедический словарь

Иоа́нн Скот Эриуге́на (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (около 810 - около 877), философ, по происхождению ирландец; с начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевёл на латинский язык «Ареопагитики»). В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу «творящую и не сотворённую» (Бог), «сотворённую и творящую» (Божественные идеи), «сотворённую и не творящую» (единичные вещи), «не сотворённую и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугены были осуждены в XIII в. как еретические.

* * *

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА - ИОА́НН СКОТ ЭРИУГЕ́НА (Johannes Scotus Eriugena) (810, Ирландия - ок. 877), выдающийся философ Средневековья. Один из ярчайших представителей Каролингского возрождения. (см. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Ирландец по происхождению, в 847 году он был призван ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой. Эриугена был одним из самых образованных людей своего времени, помимо преподавания он занимался переводами на латинский язык сочинений греческих отцов Церкви (Максима Исповедника (см. МАКСИМ Исповедник), Псевдо-Дионисия Ареопагита и др.) Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ). В своей самой значительной работе «О разделении природы» Эриугена истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Он выделяет четыре природы: природу не сотворенную, но творящую (Бог-Творец), сотворенную и творящую [небесные идеи (в формулировке Платона), по которым создается все творение], сотворенную и не творящую (Мир, Вселенная, включая человека) и, наконец, природу не сотворенную и не творящую (Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина). Следуя и дальше неоплатоническим идеям, Эриугена пришел к тому, что творения - это эманация от Бога.

В вопросе о соотношении разума и веры в христианстве Эриугена исходил из постулата, что в религии не может быть ничего не согласующегося с разумом, ведь источник и разума и Священного Писания, лежащего в основании религии, один - божественная мудрость. Следовательно, возможно познание Бога при помощи разума, ведомого верой.

Философское учение Эриугены не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. Фактически «открытие» его произведений приходится на 12 век, но уже в 13 столетии в учении Эриугены были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа «О разделении природы» была осуждена церковью на поместном соборе в Париже в 1210 году и папой Гонорием III (см. ГОНОРИЙ III) в 1225 году.

Большой энциклопедический словарь

ИОАНН СКОТ Эриугена (Johannes Scotus Eriugena) - Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.

Энциклопедия Кольера

ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 - ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот - Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма Кентерберийского. В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи, в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), - это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) - это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого происходит все сущее, а как цель (или конечная причина), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный покой. Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) (Эригена) (около 810 - около 877), философ. Ирландец по происхождению; с начала 840-х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). Главное сочинение - "О разделении природы" - проникнуто сильными пантеистическими тенденциями (смотри Пантеизм). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 веке как еретические.

Полезные сервисы

иоанн скот эриугена (johannes scotus eriugena)

Большой энциклопедический словарь

Иоа́нн Скот Эриуге́на (Johannes Scotus Eriugena) Эригена (Erigena) (около 810 — около 877), философ. Ирландец по происхождению. С начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевёл на латинский язык «Ареопагитики»). В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу «творящую и не сотворённую» (Бог), «сотворённую и творящую» (божественные идеи), «сотворённую и не творящую» (единичные вещи), «не сотворённую и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугены были осуждены в XIII в. как еретические.

Полезные сервисы